Зданевич Кирилл
Зданевич Кирилл Михайлович (1892, село Коджори близ Тифлиса — 1969, Тбилиси) — живописец, график, сценограф, художественный критик.
Родился в семье преподавателя французского языка, выходца из Польши, и грузинской пианистки; старший брат поэта и художника Ильи Зданевича. Окончил в 1911 году 1-ю Тифлисскую гимназию. В конце 1900-х — начале 1910-х посещал Школу живописи и скульптуры Кавказского общества поощрения изящных искусств в Тифлисе, где занимался под руководством Н. В. Склифасовского.
В 1912 переехал в Петербург и поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской академии художеств, но курса не окончил. В те же годы сблизился с видными представителями художественного авангарда: М.В. Ле Дантю, М.Ф. Ларионовым, Н.С. Гончаровой и другими. Был близок обществу художников «Союз молодежи». В 1912 вместе с Ле Дантю, путешествуя по Кавказу, познакомился с Н. Пиросманишвили, стал активно заниматься популяризацией его творчества в Москве и Петербурге. Участвовал в выставках «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4» (1914) в Москве. В 1913 подписал манифест «Лучисты и будущники».
В 1912–1914 жил в Париже, занимался в ателье А. П. Архипенко. Сблизился с С. И. Шаршуном. Пребывание в Париже в 1913–1914 сыграло определённую роль в решении новых творческих задач молодого художника: он ищет новые средства выражения, создаёт новые композиционные построения. И, наверное, не случайной была оценка Пабло Пикассо, написавшим «5+ Пикассо» на стене ателье А.П. Архипенко, где состоялась выставка картин Зданевича. В 1914 был призван на военную службу и вернулся в Россию. После демобилизации жил в Тифлисе (1917–1920) и Константинополе (1920–1921); в 1920 посетил Париж. С 1922 года живет в Тбилиси. В 1917 состоялась выставка картин, написанных Зданевичем в 1912–1916. Его живопись назовут «оркестровой», подчёркивая сочетание в ней различных стилей.
Писал портреты, пейзажи, натюрморты. Много работал в техниках гуаши, темперы, акварели. Занимался книжной иллюстрацией, монументальной живописью, сценографией (в Театре им. Шота Руставели; 1923–1924). Публиковал статьи о творчестве Пиросманишвили.
Принимал активное участие в деятельности грузинских футуристов. Член объединения «Синдикат футуристов», один из организаторов (вместе с братом Ильей, А.Е. Кручёных, И.Г. Терентьевым) футуристической группы «41о» (сорок один градус). Занимался разработкой теорий «оркестровой живописи» и «всёчества».
Участвовал в выставке картин в Батуми (1922), выставке художественной секции «Айартуна» в Тифлисе (1925), юбилейной выставке искусства народов СССР в Москве (1927). Провел персональные выставки в Тифлисе — Тбилиси (1917, 1962).
В 1949 был арестован по обвинению в измене родине и приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Срок отбывал в Дубравлаге Мордовской АССР. В феврале 1957 был освобожден, в марте того же года — реабилитирован, вернулся в Тбилиси.
В последние годы занимался книжным оформлением, театрально-декорационным искусством. Опубликовал монографию «Нико Пиросманишвили» (М., 1963). В 1963 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР.
В 1966 он едет в Париж к брату Илье. Как и в юности, Зданевича ошеломляет творчество художников всех стилей и направлений. Его парижский цикл работ был по достоинству оценён тбилисской публикой на выставке «Париж глазами художника» в марте 1967. Ещё раз, но уже после смерти, Кирилл и Илья «встретились» на выставке «Братья Зданевичи. Тбилиси–Париж» в Национальном музее Грузии в 1989.
Похоронен в Пантеоне общественных деятелей Грузии в Тбилиси.
Кирилл Зданевич — один из крупнейших мастеров русского художественного авангарда. В своем творчестве сочетал черты кубизма, футуризма, неопримитивизма, народного искусства.
Произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в ГМИИ им. А.С. Пушкина.