Агапишвили Гиви
Грузинский художник-живописец Агапишвили Гиви Николаевич родился в 1949 в Батуми. Окончил Тбилисскую академию художеств в 1973 году. Мастер станковой живописи. Персональные выставки состоялись в Гера, Германия (1985), Австрии (1995). Участвовал в групповых выставках в Венгрии (1976), Финляндии (1976), в Галерее современного искусства в Тбилиси, Грузия (1998-2000).
Работы Гиви Агапишвили находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва, Россия) и Национальной галерее Грузии, Тбилиси.
Вот что писал о художнике в статье «Миг размышления» Алексей Владимиров в журнале «Смена» еще в апреле 1977 года:
«Глядя на репродукции этих картин, читатели, надеюсь, согласятся, что мы имеем дело с художником классического склада. Такая определенная характеристика может показаться рискованной, поскольку речь идет о художнике, едва ступившем за порог института. Но работы Гиви Агапишвили заслуживают, как нам кажется, именно такого определения.
Он традиционен в том смысле, что хорошо знает и усвоил то, что добыто многовековой историей изобразительного искусства. В портрете, как и мастеров прошлого, его интересует главное – внутренняя суть характера. Такое пристальное и глубокое внимание к «жизни человеческого духа» открывает путь к сложной композиционной картине. И не удивительно потому, что художник пришел к ней уже на заре своего творчества. Здесь, как и в портретах, он четко знает, чего хочет.
Картина «Кухня» отчетлива по композиции и строга по живописи. Спокойствие, в ней заключенное, открытое любование материальностью вещи, ее формой, объемом могли бы напомнить «старых голландцев». если бы не ярко выраженный национальный колорит. Кроме традиций грузинского искусства, выраженных с тонким поэтическим изяществом, здесь можно увидеть крепкую и благодатную школу учителя молодого живописца – народного художника СССР Уча Джапаридзе, умеющего передать весомую значимость простой жанровой сцены.
Молодой живописец отдал дань благодарности учителю в групповом портрете «Уча Джапаридзе с учениками». Художник поставил перед собой нелегкую, быть может, наиболее трудную в живописи задачу – показать процесс размышления. В остановленном живописцем мгновении передано и то, что предшествовало ему, и то, что должно последовать дальше. Психологическое состояние молодых художников, вдумчивое, умудренное жизнью лицо старого мастера – все это так же выразительно, как и скупо отобранные детали: нетронутая белизна загрунтованного холста, палитра, этюд женского портрета на мольберте, и – как символ искусства – фигура Ники Самофракийской. Художник (он изобразил себя в левом углу картины) как бы ввел нас в круг своих героев и приглашает к размышлению вместе с ними – к размышлению о творчестве…»
И сегодня маститый живописец активно работает, изящно сочетая традиции европейского реfлистического искусства с поисками новых средств выразительности. Таинственность, склонность к мистификации вызывают повышенный интерес зрителей к его работам. Особое место в творчестве художника занимают полотна, именуемые тромплеи (фр. „trompe l’oile“ — обман зрения) или обманки.
Их история восходит к Древней Греции. Согласно легенде в VI веке до нашей эры жили два выдающихся художника Зевксис из Гераклеи и Паррасий из Эфеса, которые однажды поспорили, кто лучше напишет картину. В означенное время собрался народ и художники вышли на своеобразный турнир, держа в руках свои творения под покрывалами.
Зевксис отдернул покрывало и виноградную гроздь, изображенную на полотне, слетелись птицы клевать виноградины. Народ был в восторге. «Теперь ты отдерни покрывало!» — попросил Зевксис Паррасия.
«Не могу, — ответил Паррасий, — покрывало нарисовано». Зевксис признал свое поражение: «Ты победил! Я обманул глаза птиц, а ты обманул глаза живописца».
Вот и многим нынешним зрителям приходится преодолевать искушение, чтобы не обмануться, глядя на полотна Гиви Агапишвили.
Впрочем, быть может, это тот случай, к которому подходит пушкинское «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!»