Выставка «Грузинские художники»

Выставка «Грузинские художники»

В зале № 10 Центрального Дома Художника на Крымском валу на втором этаже, возле галереи «Эрзи», развернута выставка «Грузинские художники». В экспозиции представлено несколько десятков полотен ведущих современных мастеров живописи, живущих как в Грузии, так и в России. Также здесь немало работ художников старшего поколения, для которых характерно мастерское владение яркой цветовой палитрой, свободное отношение к форме, дающее возможность выражать свой, не заемный взгляд на мир, способность специфически выстраивать композицию, создавая на полотне особый уютный мир, густо заселенный людьми.
Завораживают работы Михаила Вардишвили (1917–2010), художника-графика, активно заявившего о себе в 1960-е годы. Он занялся творчеством будучи уже зрелым человеком, в совершенстве овладел техниками гравюры, литографии, монотипии, создал серии карандашных рисунков и акварелей. Таинственным, порой, даже мистическим звучанием наполнены и пейзажные, и портретные образы Вардишвили.
Неистовое буйство красок обрушивает со своих полотен на зрителя Эдмонд-Габриэл Каландадзе (1923–2014), упорно
искавший все новые и новые колористические сочетания и решения. В пастели он, например, особенно любил насыщенный коричневый цвет, цвет мегрельского фундука. Творчество художника и его неповторимая личность органично сливались, образуя единое целое.
Отар Чхартишвили (род. 1938) продолжает традиции Давида Какабадзе – одного из плеяды грузинских художников, живших в 1920-е годы в Париже, абстракциониста, смелого экспериментатора в области формы. В числе любимых техник Чхартишвили – коллаж. А в его графически выверенных и лаконичных по цвету городских пейзажах создается удивительно контрастное пространство, замкнутое, но при этом бескрайнее. Чхартишвили – среди немногих грузинских художников, чьи работы выставлялись и продавались на аукционах Sotheby’s. Кстати, традиции Чхартишвили в технике коллажа достойно продолжает Малхаз Датукишвили, представленный на выставке рядом интересных работ.
В полотнах Зураба Нижарадзе (род. 1928) – все краски Грузии, а в его размашистой, экспрессивной, с элементами
символизма и примитивизма манере проявляется характер мастера, пропускающего увиденное через себя, заряжающего мощной, идущей изнутри энергией. Для каждого из творений художник находит уникальный образный и композиционный строй, цветовой ряд, подчиняя все своей внутренней гармонии.
Достойное место на выставке занимают работы Альберта Гогуадзе (род. 1935) – известного художника-нонконформиста. Прирожденный рисовальщик, продолжающий традиции постимпрессионизма, Гогуадзе, следуя разработанной им теории «цвет к цвету», любит использовать яркий, неординарный колорит.
Гогуадзе создает произведения, в которых реальное и воображаемое причудливо переплетаются, сливаясь в придуманном мастером неповторимом «мире Гагаузе». Его образуют линии разных, при этом «рифмующихся» друг с другом цветов.
Существенное место на выставке занимают произведения художников, родившихся в 1940–60-е годы. Живописцы и графики этого поколения много и увлеченно работают над городскими пейзажами, черпая вдохновение в Тбилиси.
Несомненно, привлекают внимание любителей искусства Плотна Омара Чхаидзе. Долго и упорно искавший свой самобытный стиль, этот живописец стал мастером декоративных композиций, в которых эхо реального мира изящно упаковано в совершенную абстраутную форму.
Пейзаж «Вид на город» Зураба Кахниашвили (род. 1958) источает величавость, проникнут мистическим духом и отсылает воображение к образм Средневековья. А в некоторых абстрактных композициях Ушанги Хумарашвили (род. 1948) «пейзажность» проступает благодаря подсказке, таящейся в названии («Город»). Фантазия зрителя активно достраивает то, что за-печатлено на холсте, наделяя цветовые пятна приметами реальности. Тогда как его «Композиция» предоставляет практически безбрежный простор воображению смотрящего.
Традиции классичесуой западноевропейской живописи изящно и достойно продолают представители ждинастии живописцев Джованни и Буно Вепхвадзе.
Работы коренного тбилисца Гоги (Анзора) Чагелишвили (род. 1945) показывают мир узнаваемый, словно увиденный из
окна родного дома и преобразованный талантом очень доброго человека. При этом их сказочность, стилизация под лубок или
детский рисунок (эхо Пиросмани?) вызывают особенно сильный душевный отклик («Зима. Черная кошка»).
Живописец Бадри Пачулия (род. 1970), пожалуй, один из самых молодых среди представленных на выставке грузинских мастеров. Он равно владеет приемами как классической живописи, так и современной, когда художественный образ возникает словно некое обобщенное явление.
Разнообразие техник и творческих манер провляется также в работах Гии Гугушвили, Нико Керхеладзе, Бориса Шахназарова, Вано Маисурадзе, Кахи Гигаури, Мамии Мелазонии, Гиви Тоидзе, Роберта Стуруа и других художников.
Выставка продлится до сентября 2018 года.

Ваш отзыв

3 − один =